Убил вечер и ночь. В ущерб любимым дипломникам и работе читал дискуссию про Робера в ЯМе. Странное, однако у меня впечатление сложилось. Ой, странное.
Дальше идет бессвязный текст, в котором можно выловить два-три логических фрагмента. (Впрочем, ой понесло меня в сторону, ой увело. Аж жутко представить, какие у меня в голове тараканы водятся. Рыжие. Хышшные). Первый, собссно по Роберу. Второй, про благое ничегонеланье". И третий, про показательные казни, как воспитательный литературный прием. (Но тут уже закончился коньяк, поэтому пошел полный неадекват)
читать дальшеСмотрю я на это дело и вижу, что получается, что самой справедливой позицией является та, которую остер хорошо охарактеризовал в своих вредных советах: Никому не мешая, постарайтесь утонуть" (за точность не ручаюсь). А ежели вместо утопления, ты, бяка такая, еще рыпаться пытаешься, бултыхаешься еще, так тебя точно топить надо. Стопроцентно. И еще камушком сверху, чтоб пузыри не пускал.
Роскошная позиция. И лапки чистые, и совесть не мучает, и лягушки целы, и никто не пострадал. Я в восхищении.
Да дело не в том, что Робер никак не может решиться, это позиция нормального человека, который не хочет, чтобы хоть кто-то пострадал, откладывает развязку не ради себя, а ради именно вот этого. Может, в душе даже и понимая, что не получится все тихо-гладко разрулить, но надеясь. Нету там егоизмы. Наивность может быть и есть, желание спасти и коз, и волков, и капусту есть, но егоизмы нету.
А то получается, будто бы он себя жалеет. Себя-то он как раз и не жалеет. Да, инерционность присутствует, но опять же он, пусть с опозданием, пусть не всегда верно, но действует. В меру сил, средств, способностей и фантазии.
Ну и пусть действует - глядишь, что-нить из этого получится. Хоть что-то. Потому что недеяние всегда хуже, чем ошибочное действие. Потому что из недеяния растет равнодушие и, что еще хуже, та самая общемировая егоизма. Что пусть, мол, копошаться, человечки. Оно жеж без разницы, что копошиться, что не копошиться - все равно в итоге сдохнешь.
Робер - не положительный персонаж, по крайней мере, мне так видится. Но и не отрицательный. Он персонаж спорный и тем интересный. Потому что к натуре максимально приближенный - сколько нас таких, не желающих ничью мозоль отдавливать, пока поздно не станет. пока гражданская война не начнется. И плюс его именно в том, что он вместо "постараться утонуть", бултыхается. Там гребок, тут гребок, глядишь - хоть что-то удержать получится. Да и получилось. Южане живы? Живы. Порядок какой-никакой наведен? наведен.
А судить все скоры. Только вот здесь судьи неуместны. Они даже мешают, бо Робер сам себя осудил и сам себя к такому приговорил, что судьям самозванным мало не покажется. Оправдывать, кстати, тоже глупо. даже не глупо, бессмысленно. По вышеуказанным причинам.
И я противник каких бы то ни было попыток показательных казней. Имхо, они больше нехорошего говорят об авторах идеи, чем о Героях. И не вижу я смысла в казнях в воспитательных целях, с целью показать, куда именно ведут мощенные благими намерениями дороги. Погано это. Бо смерть, она всегда смерть, даже дурацкая, даже книжная. Нельзя ее возводить в разряд показателей и примеров - эта леди обидчива. И злопамятна. Нельзя с ней заигрывать, потому что ударит тебя в ответ так, что долгонько икаться будет. Не любит она, когда ее в своих целях используют.
Мда. Сумбурненько получилось. Дергано как-то. В общем, как всегда у меня - сплошные метафоры и ни капли логики (хотя в учебниках у меня как раз наоборот. Одна логика и никакой фантазии))))
Ну и фиг. Времени четыре утра. Имею право на неадекватность? вполне.